Отзывы о запуске системы «Платон»

Доля протестующих участников групп по общей интернет аудитории, фоновая картограмма России

«Платон» — система взимания платы с грузовиков в России, введённая в ноябре 2015-го года. Система получила неоднозначную оценку, подверглась критике со стороны дальнобойщиков.

В сентябре 2016-го аналитики агентства ‘Digital Guru’ изучили обсуждение системы «Платон» в социальных сетях и подготовитли материал к публикации.

Задача

Разработать визуализацию данных исследования для иллюстрации анализа и публикации в блоге агентства.

Портрет протестующего, потоковая диаграмма (санкей)

Решение

Подготовил серию макетов с инфографикой, отражающей определённые блоки рассказа: портрет протестующего, распределение негативных отзывов по стране, динамика сообщений в течение года и другие.

Для акцентирования внимания на важных объектах использовал цвет и выноски. В отдельных случаях добавил вспомогательные элементы, дающие справочную информацию (например, уровень, отмечающий среднее количество сообщений, на линейном графике).

Пример размещения разработанного макета на сайте агентства ‘Digital Guru’

Диаграммы оформлены в соответствии с общим стилем коммуникационных продуктов агентства. Сделано это для того, чтобы графика не казалась чужеродной в блоге компании.

Размер графических макетов также подобран таким образом, чтобы при публикации на сайте инфографика умещалась на экран целиком, а размер текста при этом был достаточным для комфортного чтения.

Динамика обсуждения системы «Платон» в социальных сетях, линейный график с линейной шкалой
Динамика обсуждения системы «Платон» в социальных сетях, линейный график с логарифмической шкалой
Из-за большого количества сообщений в ноябре–декабре 2015 года данные за другие месяцы изучить сложнее. Поправить ситуацию могла бы логарифмическая шкала, но решили приберечь её до следующего раза.

В процессе работы принимал решения каким образом отобразить каждый срез данных, какие методы визуализации использовать для этого.

Для каждого случая есть разные способы решения коммуникационной задачи, моя работа — найти эффективный, учитывая имеющиеся ограничения. Так, в случае с диаграммой, показывающей динамику отзывов, было бы разумно использовать логарифмическую шкалу оси ординат, чтобы дать возможность детально изучить изменения в течение года. Но такое решение при поверхностном изучении диаграммы могло бы запутать читателей блога. Поэтому в публикацию пошла версия с линейной шкалой, которая, в общем-то, тоже справляется с задачей.

Информационные вбросы заказного характера

Для иллюстрации анализа старался использовать простые методы визуализации данных, которые помогают увидеть общую картину и не требуют глубокого изучения. Это решение обусловлено контекстом размещения инфографики — у читателей блога нет лишнего времени на собственное расследование. Диаграммы должны отразить то, о чём говорится в тексте исследования, визуально аргументировать рассказ.

Основные пути противодействия введению системы «Платон»
Основные причины пользовательского негатива

В то же время инфографика, как более ёмкое средство передачи информации, позволяет взглянуть на вещи шире, увидеть связи и зависимости между отдельными элементами, соотношение компонентов между собой, получить общее представление о ситуации.

Площадки публичного обсуждения противодействия новому закону

Всего для публикации разработал семь диаграмм.

Ознакомиться с исследованием можно в блоге ‘Digital Guru’: «Система взимания платы „Платон“ — Анализ отзывов о запуске системы».

Другие работы для агентства ‘Digital Guru’: